ФЭНДОМ

Лиоплевродон
{{{изображение}}}
Научная классификация
Царство Животные
Тип Хордовые
Класс Рептилии
Отряд Плезиозавры
Подотряд Плиозавры
Семейство Плиозауриды
Род Лиоплевродон
Характеристика
Длина 27 м
Рацион питания Мясо, рыба
Найденные останки Северная Америка, Европа
Время обитания Поздний юрский период
Лиоплевродон (лат. Liopleurodon от др.-греч. λεῖος «гладкий», πλευρά «бок», ὀδούς «зуб») — род гигантских плиозавров юрскогопериода, по современным данным — самый (или почти самый) крупный хищник из живших на Земле.

Впервые описан Г. Севеджем в 1873 году по единственному зубу из позднеюрских слоев района Булонь-сюр-Мер (СевернаяФранция)[1]. Скелет был обнаружен в конце XIX века в ПитербороАнглия.

Лиоплевродон был типичным плиозавром — с крупной узкой головой (не менее 1/4—1/5 общей длины), четырьмя мощными ластами и недлинным сжатым с боков хвостом. Жил 160—155 млн лет назад на территории нынешней Европы (включая Россию) и, возможно, Центральной Америки.

Лиоплевродон — один из известнейших плиозаврид. Он показан в третьей серии Прогулок с динозаврами. Этот хищник фигурирует также в сериале «Прогулки с морскими чудовищами», где два этих монстра поедают огромную рыбу лидсихтиса.

Размеры лиоплевродонов являются предметом споров. Наиболее хорошо изученный вид, Liopleurodon ferox, во взрослом состоянии имел типичную длину 5—7 м и зубы около 7 см. Часто к роду Liopleurodon относят и гигантских плиозавров, чьи кости найдены в Англии[2] и Мексике, обычно выделяя их в вид L. macromerus. Эти плиозавры достигали, по оценкам, 16—20 м в длину и имели ласты до 3 м длиной (длина одной из найденных челюстей превышает 280 см[2], с зубами 20—30 см). Недавно обнаруженный в Мексике экземпляр имеет длину более 20 м. Это предполагает наличие черепа длиной 4 м! (Тем не менее, указанные в фильме Би-би-си«Прогулки с динозаврами» длина 25 м и вес 150 тонн рассматриваются палеонтологами как преувеличенные[3]). Некоторые палеонтологи относят этих гигантов к другим родам плиозаврид.[4]

Зубы огромные, круглые в поперечном сечении. На кончиках челюстей зубы образуют своеобразную «розочку». Такие зубы идеально подходили для откусывания от добычи огромных кусков мяса.

Наружные ноздри не служили для дыхания — при плавании вода попадала во внутренние ноздри (расположенные впереди наружных) и выходила через наружные ноздри. Поток воды проходил через орган Якобсона, и таким образом лиоплевродон «нюхал» воду. Дышало это существо через рот, когда всплывало. Лиоплевродоны могли глубоко и надолго нырять. Плавали они с помощью огромных ласт, которыми взмахивали, точно птицы крыльями (принцип подводного полёта). Такая техника передвижения наблюдается у морских львов: взмахивая поочерёдно передней и задней парами ластов, плезиозавр добивался лучшей манёвренности, взмахивая одновременно — большей скорости. Животные обладали хорошей защитой — под шкурой у них находились прочные костные пластины.

Лиоплевродон относился к группе плиозавров и был живородящимПлиозавры относились к отряду плезиозавров — морских рептилий, произошедших от нотозавров в позднем триасе (227—206 млн лет назад). Наиболее широко плезиозавры были распространены в раннем юрском периоде, когда, помимо короткошеих плиозавров (к которым принадлежал и лиоплевродон), на Земле обитали и длинношеие виды (например, криптоклид). В меловом периоде численность плиозавров сократилась, а примерно 80 млн лет назад они вымерли. Некоторые длинношеие виды плезиозавров просуществовали на Земле до позднего мелового периода.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики